Путешествуем вместе с Александром Андреевичем Верблюдовым, директором Черноярского историко-краеведческого музея. Он то, собственно и рассказывает, а мы слушаем и записываем. И вот, что получается.
До революции 1917 года в Черноярском районе, тогда именуемом уездом, насчитывалось 38 сёл и 215 хуторов с населением 147 тысяч человек. С давних времён облюбовали себе предки нынешних черноярцев красивые места по правому берегу Волги для проживания, много трудились. Сёла были богатыми, со своим производством самым разным: рыбу ловили, перерабатывали, кирпич производили, хлеб пекли, многое другое делали.
А в позапрошлом веке, а то и ранее стали строиться в этих сёлах церкви, что удивительно, в основном каменные далеко они славились своей красотой и чудесами. Прихожан в Черноярском уезде было много. Сегодня территория Черноярского района уменьшилась в четыре раза, а население его — всего 20 с лишним тысяч человек. Однако по сей день на этой земле сохранились, когда то давно построенные нашими предками церкви. Сегодня о них речь и поведём.
В Солодниках нас ждёт глава села Виктор Иванович Голованев, он присоединяется к рассказу Александра Андреевича
Село Солодники удалено от областного центра (Астрахани) на 400 км, от районного (Черного яра) — на 90 км, а до Волгограда от него рукой подать — в хорошую погоду чуть ли не меч Родины-Матери можно увидеть. Когда-то здесь кипела жизнь, на рубеже 20 века в селе Черноярского уезда Астраханской губернии проживало 5 836 жителей, имелся приёмный медицинский покой, 3 училища, 17 лавок, 9 кузниц, 25 ветряных мельниц, 1 рыболовная ватага, 1 миножное заведение, 1 паровой маслобойный завод, ежедневные базары, 2 ярмарки с привозом на 33 000 руб. и продажей на 4 700 руб. Жители, кроме земледелия и скотоводства, занимались извозом, рыболовством, выделкой овчин, варежек, валеных сапог и промыслами колесным, бондарным, горшечным и кирпичным.
Сейчас здесь проживает около 1 700 человек, и основным напоминанием о кипучей и зажиточной жизни села до революции служит кирпичное здание церкви Казанской иконы Божией Матери. Храм построили в 1899 году, в стиле ампир. В настоящий момент церковь не действует. Не проходят богослужения, не раздаётся колокольный звон, извещающий паству о начале службы. После почти векового разрушения здание находится в крайне плачевном состоянии, но по-прежнему остаётся одной из главных достопримечательностей района.
У церкви стоят деревянные домики, пережившие многое на своём веку. В них по-прежнему проживают черноярцы-солодниковцы. Рядом с храмом установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
Местные жители обеспокоены судьбой местной святыни. Восстанавливать оказалось не так-то просто. За помощью обращались даже к Президенту — местный бюджет, если церковь брать на баланс села, такую ношу не потянет. Сейчас памятник архитектуры имеет категорию «бесхозного объекта» и ждёт решения своей судьбы...
Более благоприятное настоящее у храма Казанской иконы Божией Матери в другом селе Черноярского района
Издалека видны купола восстановленного храма в селе Старица. По рассказам местных жителей, он сохранился чудом: в лихие революционные годы здание пытались взорвать большевики, но взрывчатка, как ни старались борцы с верой, так и не смогла разрушить его стен — крепка и основательна была кладка.
Не сумев уничтожить, храм решили превратить в сельский клуб. Но и это оказалось «не по зубам» новой власти. Строители не смогли соорудить перекрытие, чтобы разделить обширное внутреннее пространство. Рассказывают местные жители, что, когда в храме появились рабочие, чтобы начать реконструкцию, через разбитое окно влетела шаровая молния. Увидев её, рабочие разбежались, а молния вылетела в противоположное окошко.
Построенная изначально в 1906 году, в несколько эклектичном стиле с псевдорусскими мотивами, за годы Советской власти церковь пришла в очень жалкое состояние. В
В 2005 году в селе Старица открыли приход в честь Казанской иконы Божией Матери. В декабре того же года в село прибыл настоятель, иерей Вячеслав. Вскоре он обратился к верующим с просьбой, оказать помощь в восстановлении храма. Жители села откликнулись, стали принимать участие в расчистке территории от мусора. В сентябре 2006 года село посетил Губернатор Астраханской области Александр Жилкин и дал обещание — восстановить Храм Казанской иконы Божией Матери. Отец Вячеслав показывает старинные доски, на которых написаны имена попечителей. Среди них — прадед нашего Губернатора.
Открытие и освящение церкви состоялось летом этого года. Теперь, по словам настоятеля, помещение ожило, благодаря настоящей искре божественной благодати.
На фото: старинная доска, на которой написаны имена попечителей. Потапъ Конст. Щербаковъ — прадед губернатора Жилкина
Мы в пути! Село Зубовка
До революции в нашей губернии было два женских монастыря — Благовещенский в Астрахани и Воскресенско-Мироносицкий женский общежительный монастырь в Черноярском уезде. Село было «владельческим», заселённым крепостными крестьянами графа А. Н. Зубова (фаворита Екатерины II).
В течение ста лет деревенька оставалась маленькой — всего 67 дворов с населением 300 человек. Деревянная церковь, 3 мельницы, население занималось скотоводством и земледелием. Но в 1908 году астраханские купцы Губин, Цветков и Куликов облюбовали место возле села и построили за нынешним клубом собор, около которого находилась высокая колокольня. В
Старожилы рассказывают, что в монастыре была библиотека, и большая, но все книги пропали во время революции. Монастырь окружала высокая каменная стена. Игуменья жила в отдельном доме. За ней ухаживали четыре монахини, в том числе, когда нужно, переносили на носилках, на которых стояло специальное кресло. Народ рассказывает, что в монастыре был накоплен большой золотой запас. Жила в селе, мол, верующая старушка, которая ухаживала за игуменьей и видела у неё золото. Женщин в монастыре, по словам, было до 120 человек, и занимались они шитьём, держали скотину, за огородом, фруктовым садом ухаживали.
После революции 1917 года и гражданской войны монахини разъехались, а на территории монастыря организовали детский дом. Во время гражданской войны село несколько раз переходило от красных к белым. Собор сломали в 1922 году.
В 1902 и 1906 годах в монастырь приезжал Иоанн Кронштадтский. Святой отец помогал в устроении Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в селе Зубовка и освящал вновь созданный в монастыре церковный придел. Там же, в иконостасе, находилась знаменитая икона Божией Матери «Нерушимая Стена» (ныне её обрёл самый большой в Поволжье храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское Енотаевского района).
Сейчас монастырские стены, как и церковь в Солодниках, ждут своей судьбы. Многие из астраханцев каждый год отправляются в святые обители России: Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру или на Валаам. Эти места известны именами святых угодников, чудотворными иконами, благодатью святых источников. В Астраханской епархии пока ещё нет мест, пользующихся общероссийской славой, но и на нашей земле есть свои святыни, к которым направляются паломники. Энергетика этих мест удивительна.
Интересный факт!
Несколько раз после обвалов берегов и пожаров город переносили на полверсты. В Чёрном Яру, долгое время бывшем фактически самым южным форпостом не только Астраханской губернии, но и всей Руси, защищавшим окраину от набегов татарской конницы, калмыков и казачьих воровских шаек, вместе с деревянной крепостью была построена и первая церковь — Воскресенья Христова, с боковыми приделами, освящёнными в честь Казанской Божьей Матери и Святителя Николая Чудотворца (сгоревшая во время пожара в 1654 году, восстановленная позднее в переносном городе и полностью разрушенная при пожаре 1741 года).
Стараниями местного купца была построена вторая церковь — Воскресения Господня, причём левый придел был освящён во имя Святого мученика Иоанна Воина, а правый — в честь Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских.
Этот храм интересен также тем, что придел Святого мученика Иоанна Воина был построен и освящён первым — в 1741 году. Кладбищенская церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла интересна тем, что её пол составлен из элементов чугунного литья, возможно, именно это и спасло храм и сохранило до наших дней. Церковь никогда не закрывалась. Даже в советское время.
Некогда обширная черноярская паства могла гордиться уникальными церквями и обилием святых мест. Затем почти столетие их разрушали... Сегодня мы способны восстанавливать утраченные святыни, возвращая нашей земле былую славу. Возможно, возродится и один женских монастырей, а, значит, сбудется и ещё одно пророчество Иоана Кронштадтского, который предсказал Зубовскому монастырю воскрешение из пепла.
Это только начало нашей с вами, уважаемые читатели, экскурсии и вели её для вас:
Наша благодарность главе Черноярского района Дмитрию Михайловичу Заплавнову, за идею и содействие.
Январь 15, 2021 - 10:16
|
Январь 15, 2021 - 10:11
|
Декабрь 30, 2020 - 16:28
|
Декабрь 28, 2020 - 17:07
|
Декабрь 28, 2020 - 17:03
|
Декабрь 28, 2020 - 16:59
|
Декабрь 7, 2020 - 16:49
|
Декабрь 7, 2020 - 16:44
|
Ноябрь 26, 2020 - 11:52
|
Ноябрь 19, 2020 - 16:10
|
Ноябрь 17, 2020 - 09:51
|
Ноябрь 17, 2020 - 09:46
|
Август 13, 2016 - 11:04
|
Сентябрь 28, 2015 - 13:49
|
Сентябрь 28, 2015 - 13:39
|
Июнь 26, 2014 - 14:21
|
Октябрь 28, 2013 - 15:33
|
Февраль 22, 2020 - 11:33
|
Декабрь 11, 2017 - 10:44
|
Февраль 16, 2017 - 01:41
|
Июнь 17, 2015 - 08:18
|
Май 25, 2015 - 17:12
|
Декабрь 1, 2014 - 17:46
|
Август 26, 2012 - 23:33
|
Август 10, 2012 - 16:51
|
Август 10, 2012 - 16:25
|
Август 10, 2012 - 16:19
|
Август 10, 2012 - 16:16
|
Август 10, 2012 - 16:13
|
Январь 15, 2021 - 10:16
|
Январь 15, 2021 - 10:11
|
Декабрь 30, 2020 - 16:28
|
Декабрь 28, 2020 - 17:07
|
Декабрь 28, 2020 - 17:03
|
Декабрь 28, 2020 - 16:59
|
Декабрь 7, 2020 - 16:49
|
Декабрь 7, 2020 - 16:44
|
Ноябрь 26, 2020 - 11:52
|
Ноябрь 19, 2020 - 16:10
|
Ноябрь 17, 2020 - 09:51
|
Ноябрь 17, 2020 - 09:46
|