Популярные запросы: Новостной центр, портал правительства, занятость

О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинского помощи на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов

Программа призвана обеспечивать конституциональное право граждан на бесплатную медицинскую помощь на основе справедливости, равенства и экономической защиты, содержит требования к территориальной программе в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, определяет параметры структурных преобразований в здравоохранении, направленных на эффективное использование государственных ресурсов, критерии доступности и качества медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи.

Документ разработан в соответствии с:

  • федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 80 и 81);
  • федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • постановлением правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;
  • письмом Минздрава России от 8 ноября 2013 г. № 11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;
  • письмом Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 66-0/10/2-8405 «Рекомендации по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ) за счёт средств системы обязательного медицинского страхования», в дополнение к письму Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 14-6/10/2-5305 «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)»;
  • приказом Минздрава России от 18 ноября 2013 г. № 854 «Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

В соответствии с перечнем поручений президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 30.07.2013 № Пр-2183ЗГС министерством здравоохранения Астраханской области приняты дополнительные меры по развитию паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме и в условиях дневных стационаров, а также медицинской реабилитации, системы информирования населения о порядке и условиях бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе об услугах, которые не подлежат оплате за счёт личных средств граждан.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области по выше перечисленным видам медицинской помощи утверждены объёмы:

  • по паллиативной медицинской помощи в 2014 году составят — 93 100 койко-дня, что соответствует работе 266 коек (в 2013 году — 85 400 койко-дней или 244 койки);
  • по медицинской помощи в условиях дневных стационаров в 2014 году — 676 663 пациенто-дня (в 2013 году — 642 473 пациенто-дня);
  • по медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме в 2014 году — 464 622 посещения (в 2013 году — 409 945 посещений);
  • по медицинской реабилитации в 2014 году — 20 400 койко-дней или 60 коек (в 2013 году — 17 000 койко-дней или 50 коек).

В целях унификации подходов к планированию и оплате медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, ориентированных на результаты деятельности медицинской организации, вместо койко-дня введена новая единица норматива объёма медицинской помощи в стационарных условиях — случай госпитализации.

Впервые установлены нормативы объёма и стоимости медицинской реабилитации в стационарных условиях в рамках базовой программы ОМС. Также за счёт средств ОМС осуществляется финансовое обеспечение:

  • проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной и специализированной помощи;
  • проведения заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам в рамках первичной медико-санитарной и специализированной помощи.

Внесены изменения в части финансового обеспечения проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей.

Субъектами Российской Федерации могут устанавливаться дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи на одного жителя и нормативы объёма медицинской помощи на одно застрахованное лицо с учётом этапов оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в малонаселённых, отдалённых и (или) труднодоступных населённых пунктах, а также в сельской местности территориальными программами могут устанавливаться дифференцированные объёмы медицинской помощи с учётом использования санитарной авиации, телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг.

Расширен перечень критериев доступности и качества медицинской помощи, по которым в субъектах РФ будет проводиться оценка эффективности реализации территориальных программ государственных гарантий.

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в территориальной программе государственных гарантий установлены предельные сроки ожидания:

  • оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме — не более 2 часов с момента обращения;
  • приёма врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней с момента обращения;
  • проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней;
  • проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней;
  • оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме — не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).

Средние нормативы объёма медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в рамках программы определяются в расчёте на одного жителя, а в рамках базовой программы ОМС — на одно застрахованное лицо.

Норматив объёма медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью:

  • посещение с профилактической целью — в 2014 году составит 2,77 посещения на 1 жителя, что на 12 % больше норматива 2013 года (2,44 посещения);
  • в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — в 2014 году количество посещений составит 2,27 (на 1 застрахованного), что на 11 % больше норматива 2013 года (2,04 посещения на 1 застрахованного).

Норматив объёма медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2014 году составит 0,46 (на 1 застрахованного), что на 4 % больше норматива 2013 года (0,44 посещения).

Норматив объёма для медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров в 2014 года составит 0,665 пациенто-дня на 1 жителя, на 5 % больше чем в 2013 году (0,63 пациенто-дня). В том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования число посещений в 2014 году увеличится на 5 % и составит 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, в 2013 году — 0,52 пациенто-дня.

Норматив объёма медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях:

  • в 2014 году — 0,197 случаев госпитализации на 1 жителя;
  • в 2015 году — 0,193 случая госпитализации.

В том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

  • в 2014 году — 0,176 случаев госпитализации на 1 застрахованное лицо;
  • в 2015 году — 0,172 случая госпитализации.

Для медицинской реабилитации в стационарных условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2014 году составит 0,03 койко-дня на 1 застрахованное лицо. В 2016 году планируется увеличение до 0,039 койко—дня на 1 застрахованное лицо.

Трёхлетнее планирование программы государственных гарантий позволит реструктуризовать объёмы финансирования медицинской помощи и снизить расходы на стационарную медицинскую помощь, а также увеличить объёмы менее затратных видов медицинской помощи (амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей), что отвечает современным требованиям организации оказания медицинской помощи, способствует уменьшению финансовых затрат на оказание медицинской помощи.

Эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат деятельности медицинских организаций:

При оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:

  • по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объёма медицинской помощи — за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
  • по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учётом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях (за единицу объёма медицинской помощи);
  • за единицу объёма медицинской помощи — за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай). Используется при оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц.

При оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в дневных стационарах — за законченный случай лечения заболевания, включённого в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний).

При оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) — по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (без учёта расходов федерального бюджета) составляют:

  • в 2014 году — 10 567 руб. (на 2,9 % больше, чем в 2013 году);
  • в 2015 году — 11 700,4 руб.;
  • в 2016 году — 12 543 руб.

В том числе за счёт средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы ОМС за счёт субвенций ФОМС:

  • в 2014 году — 7 457,2 руб.;
  • в 2015 году — 8 649,8 руб.;
  • в 2016 году — 9 041,4 руб.

По сравнению с утверждёнными на 2014 и 2015 годы нормативами (постановление правительства Астраханской области от 25.12.2012 № 590-П «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов») в 2,1 раза увеличены нормативы финансовых затрат в рамках базовой программы ОМС на один пациенто-день в условиях дневных стационаров (с 627,3 до 1 233,9 руб. на один пациенто-день в 2014 году и до 1345,2 руб. в 2015 году). Это обусловлено расширением видов специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров за счёт средств ОМС, включая проведение химиотерапии пациентам с онкологическими заболеваниями.

Увеличены нормативы финансовых затрат в рамках базовой программы ОМС:

  • на один вызов скорой медицинской помощи — с 1 626,4 до1 711,6 руб. в 2014 году и до 1 797,2 руб. в 2015 году;
  • на одно посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) — с 293,2 руб. до 319,9 руб. в 2014 году и до 360,7 руб. в 2015 году;
  • на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) — с 850,2 руб. до 937,4 руб. в 2014 году и до 1 051,4 руб. в 2015 году;
  • на одно посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях — с 375,2 руб. до 409,6 руб. в 2014 году и до 461,7 руб. в 2015 году;
  • на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях — в 2014 году 19 279,9 руб., а к 2015 году увеличится до 23 071,3 руб.