Популярные запросы: Новостной центр, портал правительства, занятость

Сущность правового регулирования и новеллы Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»

Федеральный закон от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее – Федеральный закон) направлен на совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим основным направлениям:

- совершенствование механизма и расширение практики передачи федеральными законами осуществления отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности государственного управления и развития федеративных отношений;

- уточнение отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по итогам обобщения правоприменительной практики;

- передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации по управлению имуществом Российской Федерации.

Расширение практики передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации во многом предопределено изменениями, произошедшими в сфере федеративных отношений в ходе федеративной реформы 2003-2005 годов, в частности, изменением механизма наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и повышением их ответственности за реализацию единой государственной политики в регионах Российской Федерации.

Анализ сложившейся в указанный период правоприменительной практики, а также поступивших от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации предложений по совершенствованию федерального законодательства в части разграничения полномочий, позволил выявить положения законодательных актов Российской Федерации, нуждающиеся в уточнении и доработке. Внесение соответствующих изменений направлено на повышение эффективности осуществления органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе предусматривается внесение изменений в различные федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в таких приоритетных сферах общественных отношений как здравоохранение, образование, культура, занятость, а также социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Кроме того, отдельные положения Федерального закона предусматривают, что в отношении ряда полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены не обязательствами по их исполнению, а правами на их осуществление при соблюдении условий, определенных федеральными законами.

Основная часть положений Федерального закона в настоящее время уже вступила в силу, и в Астраханской области приняты все необходимые нормативные правовые акты, направленные на обеспечение исполнения закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области проведена юридическая экспертиза соответствующих нормативных правовых актов Астраханской области. В настоящее время все указанные акты соответствуют федеральному законодательству.

Однако ряд положений Федерального закона вступает в силу с 01.01.2009 года. Так, с 01.01.2009 года к полномочиям Российской Федерации, переданным органам государственной власти субъектов, будут отнесены:

-осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 настоящего Закона полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования;

-лицензирование и государственная аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28 настоящего Закона полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений;

-надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 21 статьи 28 настоящего Закона), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний.

В настоящее же время лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений и осуществление надзора и контроля в сфере образования и исполнение государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

Таким образом, с 01.01.2009 года потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты Астраханской области, регулирующие правоотношения в сфере образования, что будет являться заключительным этапом реализации в Астраханской области Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Заместитель начальника отдела законодательства субъекта
Российской Федерации, ведения федерального регистра и
регистрации уставов муниципальных образований Управления
Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской
области В.П. Сусина

Источник: