Популярные запросы: Новостной центр, портал правительства, занятость

Астраханцы узнали, как сформировать мотивацию к общению у детей с аутизмом

«Как сформировать мотивацию к общению у детей с расстройствами аутистического спектра?» — это один из основных вопросов, который задают специалистам центра «Коррекция и развитие» родители особенного ребёнка. Поэтому организаторами цикла обучающих мастерских для родителей было решено очередную встречу посвятить именно этой важной теме.

В рамках мастерской педагог-психолог, АВА-терапевт службы психолого-педагогической помощи Любовь Щербакова рассказала родителям, что такое общение и мотивация, в чём заключается метод случайного обучения или метод обучения в естественной среде. Специалист объяснила, как правильно организовать среду для обучения и занятий, а также познакомила родителей с основными техниками для вызова инициативы у ребёнка без использования словесных подсказок или инструкций.

Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку словами, жестами, мимикой. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребёнок, отвечают друг другу — это двухсторонняя коммуникация.

Желание общаться неразрывно связано с развитием общественных отношений, в которых дети с аутизмом испытывают значительные трудности. Чтобы научить столь важному навыку, нужно создать условия для увеличения мотивации к общению. В соответствии с этим принципом общение начинается с инициативы ребёнка, а не с команды взрослого.

Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации ещё до появления речи, а использование языка последует за ними. Как правило, дети с аутизмом начинают говорить намного позже своих сверстников. При появлении первых слов и фраз выясняется, что многие аутичные дети не в состоянии использовать свои языковые навыки в целях коммуникации. Часто произнесённые первые слова нетипичны, вместо ожидаемых «мама» или «папа» ребёнок вдруг произносит «телевизор» или «уйди». Причём, прозвучавшие один раз, эти слова могут не повторяться в дальнейшем. Если ребёнок с РАС без труда получает всё, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребёнка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.

«Напомним, что все желающие могут присоединиться к нашим обучающим мастерским для родителей. Наши специалисты формируют темы встреч, исходя из реальных потребностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Мы всегда открыты к коммуникации — на нашем сайте есть форма обратной связи, указаны телефоны отделений, по которым наши сотрудники всегда сориентируют родителей, с чего нужно начать в той или иной ситуации», — отмечает заведующая службой психолого-педагогической помощи Татьяна Овсянникова.