Популярные запросы: Новостной центр, портал правительства, занятость

Канистерапия в астраханском центре «Коррекция и развитие»: от Чарлотты до Поэмы

Канистерапия в реабилитационном процессе особенных детей центра «Коррекция и развитие» применяется почти 10 лет.

Первой собакой-реабилитологом была Чарлотта — добродушный лабрадор-ретривер с большим потенциалом и огромным желанием нести пользу особенным детям, воспитанница и любимица дефектолога центра Ирины Лукьяновой. Именно её идею использовать Чару (так любили называть её дети), в процессе реабилитации поддержало в 2011 году руководство центра.

В 2015 году Ириной Лукьяновой была разработана программа по канистерапии «Лапа в ладошке», рассчитанная для детей от 5 до 12 лет с задержкой психического развития, задержкой речевого развития, эмоционально-волевыми нарушениями, синдромом двигательной гиперактивности. С тех самых пор в центре начало эффективно развиваться это направление.

«Когда мы шли с ней по улице — люди оборачивались нам вслед — настолько она была красива и статна. Она прожила в нашей семье почти 14 лет, понимала меня с полуслова, с полувзгляда. 8 лет из своей короткой собачьей жизни она „проработала“ с особыми детками. Дети с нетерпением ждали прихода Чары, она отдавала им свою любовь», — вспоминает Ирина Лукьянова.

В 2019 году программа «Лапа в ладошке» стала победителем всероссийского конкурса, организованного Академией интеллектуального развития. В 2020 году стала призёром Всероссийского дистанционного педагогического конкурса «Лучшая педагогическая разработка. Материалы программы опубликованы в сетевом издании «Педжурнал» в категории «Образование детей с особыми образовательными потребностями.

Программа курса канистерапии сегодня, как и в самом начале, рассчитана на два этапа. Ее цель: содействие социально-психологической адаптации детей с нарушениями в развитии. Групповые или индивидуальные занятия с детьми проходят в игровой форме в виде сеансов из десяти занятий, потом три месяца перерыв. Для каждого ребёнка индивидуально подбираются упражнения и нагрузки, соответствующие его физическим возможностям и потребностям.

На первом этапе общение с собакой способствует развитию речи и познавательной активности, формированию первоначальных представлений о себе и о ближайшем социальном окружении. На втором этапе — это расширение словарного запаса детей, побуждение их речевой активности в общении с собакой, формирование навыков самообслуживания.

С этими задачами на протяжении многих лет с большим успехом справлялась Чарлотта. Сейчас в центре с особенными детьми продолжает заниматься её «коллега и напарник» — красавица голден-ретривер по кличке Поэма.