Популярные запросы: Новостной центр, портал правительства, занятость

Калмыцкие мастера реконструировали цегдг из фондов музея-заповедника

Цегдг — это элемент женского национального калмыцкого костюма. Исследователи одежды калмыков XIX-XX веков из Республики Калмыкия воссоздали по меркам, снятым с музейного экспоната, длинное платье, которое полагалось носить замужним женщинам. Посетители Краеведческого музея теперь могут увидеть его на выставке «Белый месяц. Калмыцкая коллекция из фондов Астраханского музея-заповедника».

Цегдг — длинный жилет без рукавов с широкой проймой, отрезной по талии. Пышный подол его заложен широкими складками, треугольный вырез сходится на талии и застёгивается на пуговицу. Экспонат датируется концом XIX века и относится к первым музейным поступлениям, сборы которых осуществлялись Петровским обществом исследователей астраханского края.

Фондовый предмет требовал глубокой реставрации. Из-за своей ветхости он так бы и оставался скрытым в запасниках от любопытных глаз посетителей, если бы не учитель технологии Цаганаманской гимназии Наталья Леджанова и сотрудник Юстинского районного Дома детского творчества Валентина Басангова. Женщины с 90-х годов XX века занимаются изучением истории и ритуальной символики калмыцкого костюма. Около пяти лет назад они приехали в Астраханский музей-заповедник, чтобы ознакомиться с богатой коллекцией фонда этнографии. Их заинтересовал цегдг. С него они сняли мерки, изучили структуру ткани и орнамент. Несколько месяцев мастера декоративно-прикладного искусства работали над копией — причём, около двух месяцев ушло на вышивку.

«Мы провели большую подготовительную работу, — вспоминает Наталья Леджинова. — Поскольку хотели сделать всё с соблюдением старинных технологий по созданию золотной и рельефной традиционной калмыцкой вышивки „зег“. Очень старательно мы занимались подбором цветовых решений, поскольку каждый шнурочек должен был по цвету подходить к глазочкам в орнаменте. Они означают солнце, глаз, крышу кибитки с дымоходом, а радужные линии, исходящие из круга, символизируют жердины, на которых держится кибитка».

Позднее Наталья Леджинова создала ещё несколько комплексов национальных костюмов, которые теперь хранятся в музеях Калмыкии и в Хошеутовском хуруле в Харабалинском районе.

Недавно сотрудники музея-заповедника, работая над выставкой о культуре калмыцкого народа, обратились к исследователям традиционных видов искусства с просьбой предоставить цегдг для экспонирования. Теперь посетители Краеведческого музея могут увидеть реконструкцию женского костюма на выставке «Белый месяц». На ней также представлены мужской и два женских костюма, которые носили молодые девушки и замужние женщины, из коллекции Юстинского районного Дома детского творчества. Украшает экспозицию и монашеский костюмный комплекс из фондов музея-заповедника.

Напомним, выставка «Белый месяц» открыта до 18 марта. Её посетители также смогут побывать на выставке «Современное изобразительное искусство Калмыкии» из частных коллекций и собрания Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова.