Популярные запросы: Новостной центр, портал правительства, занятость

Тестирование на наркотики прошли 22 000 астраханских учащихся

5 сентября под председательством губернатора Александра Жилкина прошло заседание Антинаркотической комиссии. Ключевой темой встречи стал вопрос профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди школьников и учащихся ссузов и вузов. С докладом по теме выступил замминистра образования Сергей Фролов.

В 2013 году Госдума Российской Федерации приняла закон о тестировании учащихся школ, ссузов и вузов на употребление наркотических веществ. Мера вынужденная: тогда, четыре года назад, экспертное сообщество зафиксировало серьёзный всплеск потребления психотропов. Каждый десятый школьник, по некоторым данным, хотя бы единожды употреблял запрещённые вещества. Среди студентов ситуация была ещё острее — в некоторых вузах до 30%.

Общественность на предложение отреагировала довольно остро. Хотя тестирование изначально было обозначено как добровольная процедура, долгое время не стихали разговоры, что процедура может превратиться в «принудительную». Впрочем, этого не случилось: например, статистика по Астраханской области нарастала постепенно. Сергей Фролов сообщил:

«С марта по май текущего года было организовано проведение социально-психологического тестирования учащихся. В нём приняли участие в общей сложности 22 тысячи учеников из 250 образовательных учреждений».

Александр Жилкин отметил позитивную динамику: «Ещё два года назад вы сообщали, что тесты заполнили около 1500-2000 учеников. А теперь — на порядок больше. Если раньше родители и сами ученики сопротивлялись этой проверке, считали её чуть ли не „полицейской процедурой“, то теперь большинство (и в том числе родительское сообщество) понимает, что бояться нечего».

В свою очередь, начальник УМВД по Астраханской области Александр Мешков отнёсся к представленной статистике с осторожностью. Он обратился к Сергею Фролову с просьбой больше внимания уделять мерам прямого наблюдения за учениками: «Статистика, к сожалению, остаётся тревожной. И добровольное тестирование — не панацея. Необходимо, чтобы и педагоги, и школьные психологи более пристально наблюдали за подопечными и их поведением. А для этого нужно, чтобы они знали признаки, могли выявить по внешнему виду ученика, который попал в группу риска».

Александр Жилкин согласился с мнением полисмена. По поручению губернатора в ближайшее время на базе наркологического диспансера будут организованы соотвествующие курсы для педагогов и психологов.

Справка:

Тестирование учащихся на употребление наркотических веществ, согласно методике, утверждённой Минобрнауки Российской Федерации, проводится с согласия учащегося (либо его родителей, если ученику меньше 15 лет). Тестирование проводится в письменной форме. Ученику предлагают ответить на ряд вопросов, которые помогают оценить его психологическое состояние, степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, самоконтроля и близость к «группе риска». Ученик может отказаться от заполнения анкеты в любой момент, в том числе покинуть аудиторию во время тестирования.

В базовом варианте теста используется психодиагностическая методика, разработанная институтом Рэймонда Кеттелла. Некоторые вопросы звучат весьма необычно:

  • Ты испытываешь неловкость, если тебе приходится просить друзей о помощи, в которой ты действительно нуждаешься?
  • Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?
  • Ты когда-нибудь делал так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-то причинам не смог ее сохранить?
  • У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?
  • Как тебе кажется, многие ли из твоих одноклассников считают тебя своим близким другом?
  • Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?
  • Когда другие вмешиваются в твою работу, бываешь ли ты иногда настолько рассержен, что мог бы оттолкнуть их?
  • Если обстоятельства очень тревожные, а тебе обязательно необходимо сохранить спокойствие, тебе каждый раз удается это?
  • Бывает, что ты часто испытываешь тревогу, оглядываясь на прошлый день?
  • Тебе часто хочется делать противоположное тому, что от тебя требуют?
  • Ты бываешь иногда настолько нервным и возбужденным, что тебя раздражают внезапные звуки?
  • Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?